Все поездки 2014 года

Спасо-Преображенский собор. 2014 год

Осташков. 2014 год

Полный фотоотчет смотрите по ссылке.

Дивеево. 2014 год

Впечатления о поездке

в Богородицкий Житенный женский монастырь

учеников воскресной школы

при храме Святителя Николая Чудотворца

Какие могут быть впечатления от светлых праздников, долгожданных поездок в любимые места с семьей, о днях, которых не хочется забывать? Правильно! Только самые хорошие и трогающие душу воспоминания…

Богородицкий Житенный женский монастырь, находящийся на берегу озера Селигер, стал излюбленным приютом нашей воскресной школы. Красоту этого места мне не описать словами. Это рай среди земли. Вечная атмосфера любви и взаимопонимания царит в этом монастыре. Изобилие цветов, плодовые деревья, добрые и ласковые люди – все, абсолютно все, делает жизнь в монастыре полностью отличающейся от жизни города. Благодаря трудам матушки Елисаветы с сестрами, монастырь, восстановленный из руин, расцветает с каждым днем.

Началось наше путешествие 22 июля, с благословения у святых мощей Нила Столобенского. В женском монастыре нас встретили с любовью и радостью, накормили и расселили. Всего нас приехало тридцать человек. Кто-то был первый раз. Я, лично, в монастыре жила много раз, и приехав туда вновь, у меня защемило сердце, словно я вернулась домой, к родной семье. Нам очень повезло, так как мы попали под приезд митрополита Тверского и Кашинского Виктора и получили его святейшее благословение. Но это далеко не единственное проявление Божьей милости к нам. В среду, после исповеди на вечернем богослужении, Наталья Николаевна объявила нам, что завтра мы все вместе причащаемся Святых Христовых таин на подворье женского монастыря. Туда же, на один день приезжает старец Илий, и мы получим у него благословение и можем задать интересующие нас, жизненные вопросы.

Как великолепно в монастыре! Здесь мы и купались в озере, и катались на катере и лодке, и играли на нашей излюбленной поляне, и гуляли. Но приехали мы в монастырь конечно, не только для отдыха. Вместе мы помогали монастырю, выполняя послушания.

Когда же пришло время уезжать, стало очень грустно… Такое ощущение, словно, вырываемся из излюбленного приюта…из семьи… Места более роднее душе, кроме родного дома и монастыря, я  не знаю… Так полюбила я монастырь… Но мы ведь вернемся! И вновь я почувствую эту наивную, детскую радость. Возвращение… Я хочу сказать большое спасибо главе города Торжка Рубайло Анатолию Анатольевичу, спорткомитету, директору детского дома Гусеву Михаилу Михайловичу, за то, что выделили автобусы, спасибо Наталье Николаевне за то, что организовывает эти поездки. Это стоит больших усилий и трудов, но с молитвой она готова радовать нас незабываемыми поездками вновь и вновь… Спасибо батюшке Корнилию за молитвы! Как же нам без его благословения?!

Время в обители не шло, а летело… Но каждая минута была особенной и запоминающейся. В таких поездках открывается душа. Все становится тебе родным и очень дорогим. Вся наша воскресная школа – это большая и дружная семья и именно такие поездки делают нас более неразлучными и едиными… Это не забывается с годами, впечатления и воспоминания остаются навечно…

Оминина Ксения

Съездив в монастырь, отлично отдохнул. Там я ходил с друзьями на рыбалку, купался, загорал, так же мы ходили играть в разные игры за пределы монастыря, что мне тоже сильно понравилось.

Однажды, пойдя в город, мы поехали кататься на катере, там экскурсовод рассказал нам много чего интересного. В один вечер даже удалось съездить на лодках на остров, там нам тоже провели небольшую экскурсию. А поселились мы на этот раз, не как обычно на территории монастыря в воскресной школе, которая принадлежит монастырю, там мы расположились по комнаткам, было очень уютно.

Каждый день Наталья Николаевна назначала дежурного, который накрывал на стол и обслуживал в течении всей трапезы, а вечером он шел читать псалтырь.

Пока мы там были, нам очень повезло – приезжал старей Илий с которым мы служили службу  и получили у него благословение.  Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, так и время нашей поездки подошло к концу так незаметно…

Денисов Сергей

В этом году мы ездили два раза с воскресной школой в г. Осташков, в Богородицкий Житенный женский монастырь. Нас приняли очень тепло, кормили вкусно. Вся территория обители засеяна красивейшими цветами. Матушка Елисавета очень добра и готова помочь любому человеку в трудную минуту. За все время мы плавали на лодках на остров, где закладывается часовня в память Святых  Царственных Детей, ходили на обзорную экскурсию по  Осташкову на теплоходе, ездили в Нилову Пустынь. В Богородицком Житенном женском монастыре мы помогали и убирали территорию. Иногда ходили на рыбалку и улов был очень даже успешным. Во время нашего пребывания в монастыре приезжал старец Илий. Мы причащались и брали благословения у него. Нас учили делать натуральное красивое мыло, ходили в баню при монастыре и помогали ухаживать за животными.

Я благодарен за радушный прием и хорошо проведенное время. Мне очень понравилось в этом чудо-месте и с нетерпением жду следующего лета, чтобы съездить сюда еще раз.

Демаков Глеб

Мне понравилась поездка в г. Осташков. Очень понравилось то, что мы гуляли, купались и то, что в монастыре было много знакомых – все уже как родные. Но по-моему, личному, мнению рыбалке надо уделять больше времени…

Мы катались на лодках, и я даже сам греб! Наладились отношения и в коллективе. Я поменял отношение ко многим девочкам. Мальчики немного подводили – меня лично… С другой стороны себя показали мальчики, они стали более серьезными. Все было просто шикарно! (кроме рыбалки).

Федоров Григорий

Этим летом я ездил в г. Осташков, в Богородицкий Житенный женский монастырь. Там я очень весело провел время.

В первый день мы расположились в школе при монастыре. С утра я с ребятами пошел на рыбалку. Уловы был хорошим, мы отнесли рыбу в монастырскую кухню. На второй день мы отправились на пляж озера Селигера, искупались там, затем катались на катере. Для нас провели экскурсию, показали нам достопримечательности. А какой замечательный краеведческий музей в Осташкове! Спасибо всем, кто помог организовать для нас эти поездки.

Эта поездка мне очень понравилась. У меня осталось впечатление того что мы с ребятами сдружились и стали спокойней общаться. Там я отдохнул душой и телом.

Килиянчук Юрий

22 июля я с воскресной школой при храме Святителя Николая Чудотворца ездила в Богородицкий Житенный женский монастырь и в Нилову Пустынь. У Нила Столобенского была я уже второй раз. Там очень красиво. В храме мы прикладывались к мощам и иконам. После Ниловой Пустыни мы поехалиБогородицкий Житенный женский монастырь. Там для нас дети приготовили концерт. Он был просто замечательным. Они молодцы. Встретили нас отлично. Матушка Елисавета, которая возродила этот монастырь, очень добра.

Каждый день утром и вечером мы читали молитвенное правило. А также мы дежурили. Накрывали на стол и помогали на кухне, но это тоже было в радость, а потом ходили на вечернее богослужение и исповедь, а вечером в 20:00 я тоже читала псалтырь. Каждый день мы купались и гуляли на поляне, были веселые и интересные игры.

На третий день мы поехали на подворье женского монастыря, храм деревянный неописуемо красив. Там мы причастились. Нам посчастливилось встретиться со старцем Илией, мы получили у него благословение, и пошли на службу. Служба была долгая, но это было не трудно. Во второй день мы катались на теплоходе, а позже мы пошли в музей. Он очень понравился, нам рассказывали о древнем Осташкове. А еще мы катались на лодке. Это тоже было восхитительно. Я первый раз каталась на лодке. Мне очень понравилось. Уезжать не хотелось. Мы даже плакали! Время мы провели незабываемо. Хочу обратно! Скучаю…

Мартынова Альбина

На весенних каникулах ученики вос­кресной школы при Никольской церкви (40 человек), многие с родителями совершили паломническую поездку, по святым местам Тверской епархии, ко­торая учреждена еще в 13 веке. Сегод­ня в епархии действует более десяти монастырей и более 200 приходов.

В этот день ребята смогли посетить только два монастыря.

Хотелось узнать побольше и о самом городе Твери, о том, почему он так называется, о дате основания и становлении города. Услышали ребята и о том, какую роль сыграл город во время Великой Отечественной вой­ны. В октябре 1941 года город был зах­вачен частями танковой группы армии «Центр». В ходе Калининской оборо­нительной операции дальнейшее про­движение противника было задержа­но. Около двух месяцев город нахо­дился под немецкой оккупацией. 16 декабря 1941 года город Калинин был освобожден. В ходе оккупации и тя­желых боев город серьезно постра­дал, было разрушено более полови­ны жилых домов, около семидесяти предприятий. 4 ноября 2011 года Твери присвоено звание «Город воинской славы». Многие улицы города назва­ны в честь защитников Отечества: улицы генерала Юшкевича, Лизы Чай­киной, маршала Конева, Ротмистрова, Екатерины Фарафоновой и др.

Первый монастырь, который посе­тили маленькие паломники, был Вознесенский женский в Орше, в 20 километрах от Твери. Расположен он в очень красивом месте, на левом бе­регу Волги, при впадении в нее реки Орши. Здесь находится местночтимая икона «Страстей Господних» с частицами мощей разных святых и Феодоровская икона Божией Мате­ри, праздник которой отмечался в этот день в монастыре. Поэтому в храме было много прихожан. После литургии храм опустел, и мы слуша­ли рассказ православного экскурсовода о храме. Вела его молодая ино­киня Авксентия.

Большая часть истории Оршинского монастыря еще не совсем изуче­на. Древние бумаги были уничтожены из-за неоднократных его разорений во время польско-литовской смуты, Ве­ликой Отечественной войны. Защи­щая тверскую землю, не только мо­нахи, но и жители монастырских зе­мель погибли. 22 деревни остались пустыми.

Следующий известный факт истории относится к 1903 году. В обители посе­лились женщины. Монастырю принад­лежало 353 десятины земли, мельница, 20 коров, 6 лошадей. Монахини занимались вышиванием гладью и шелком, инокописью, вязанием перча­ток и чулок, плетени­ем кружев, шитьем одежды. При монас­тыре была открыта церковно-приходская школа, в которой учи­лись 30 мальчиков и девочек.

В 1919 году храм закрыли, он стал ис­пользоваться под зер­нохранилище. В оче­редной раз монастырь подвергся разруше­нию во время Великой Отечественной войны. В конце 1941 года в этих стенах работал штаб наших войск. На другом берегу распо­ложились немцы. В течение двух недель шли ожесточенные бои, в которых фаши­сты потеряли много живой силы. Русских воинов защищал свя­щенный дух обители. Однако каменные зда­ния пострадали от ар­тиллерийского огня, а деревянные построй­ки сгорели.

Разоренный собор стоял открытый всем ветрам. Здания обветшали, их потихоньку разбирали на кирпич. От дома настоятеля оста­вались одни стены. Деревянные кельи и службы исчезли. Надежду на спа­сение гибнущего монастыря подари­ло лишь возвращение его церкви. И в 1992 году монахини Лариса, Евпраксия и настоятельница Иулиания взя­лись за возрождение древней обите­ли. Жить там было еще негде, поэто­му сестрам в качестве подворья Оршинского монастыря был выделен Екатерининский храм в Твери. Здесь они проводили зиму, а с наступлени­ем весны выезжали на Оршу, сажали там огород и восстанавливали монас­тырь. От прежних времен здесь сохра­нилась часть Вознесенского собора, возведенного в 1567 году. Также ос­тались невредимыми настоятельский корпус и стена с угловыми шатровы­ми башнями, выстроенными в 19 веке. Открывшийся монастырь, в котором поселилось восемь сестер, возглави­ла матушка Евпраксия. Игуменья на­чала реставрацию с главного алтаря. А первую службу пришлось провести в деревянном храме, который сруби­ли в срочном порядке.

Сейчас монастырь живет полной жизнью. При нем создан детский приют, в котором воспитываются де­вочки в возрасте от четырех до сем­надцати лет. Они обучаются в со­зданном при монастыре филиале епархиальной православной обще­образовательной средней школы. На богословских курсах, которые действуют при Тверском Екатерининс­ком монастыре, наравне с другими преподавателями читают лекции и сестры Оршина монастыря.

С этим монастырем связано чудо, происшедшее уже в наши дни, в нача­ле 1990 года. К тому времени знаменитая обитель пребывала в запустении. На реставрацию денег не хватало, поэто­му фрески 14 века просто замазали по­белкой. Каково же было удивление мо­нахинь, когда фрески сами проявились через побелку. Экспертиза установила, что никаких восстановительных работ проведено не было. Ныне Оршинский монастырь служит местом паломниче­ства не только благодаря чудотворным фрескам, но и благодаря преподобно­му Савватию, чудотворцу Оршинскому. По дороге в Екатерининский монастырь мы остановились в Савватьевой пус­тыни.

Монастырь Савватьева пустынь бе­рет свое начало с небольшой пещер­ки, в которой поселился около 1390 года палестинский монах Савватий. По пре­данию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой не­большой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня. В шумном городе, бывшем в то время столицей Великого княжества Тверского, Савватий не за­держался. Ища более строгого иночес­кого подвига, он удалился в глухие лес­ные дебри. В 12 верстах к востоку от Твери на берегу р. Орша он выкопал железных вериг, к которым прикреплял­ся камень.

В конце 90-х годов XIV века слава о святом отшельнике из Палестины, живущем в пустыни близ Твери, разлете­лась по местным монастырям. К уединенной лесной пещерке старца Савватия приходили за духовным советом, благословением и молитвенной помо­щью. Многие из тех, кто приходил к прп. Савватию, желал остаться жить рядом с ним. Так и возник монастырь Савватьева пустынь. Согласно «Переписной книге Савватьева монастыря 1692 года», монастырь в конце XVII века был процветающим, имел значительные вотчины, крепкое хозяйство и даже под­ворье в Тверском кремле рядом с архиерейскими палатами.

Раз в году в Савватьево проходил многотысячный крестный ход в па­мять исцеления по молитвам святого Савватия домашних животных от па­дежа. Со временем этот день стал от­мечаться как главный праздник села Савватьево и назывался «Сборная», потому что в этот день собиралось в Савватьевском Сретенском соборе множество духовенства и народа из г.Твери и окрестных селений. Их чис­ло доходило до 7 тысяч человек.

В Екатерининском женском мона­стыре нас встретила игуменья мона­стыря Иулиания. Он расположен на месте слияния двух главных рек Тверского края -Волги и Тверцы, на­против древнего Отроч монастыря. При монастыре действуют четырех­годичные богословские курсы для взрослых, детская воскресная шко­ла, богадельня для престарелых насельниц монастыря.

Все паломники: дети и взрослые, благодарят за организацию поездки настоятеля Никольской церкви игумена Корнилия, регента хора при Никольс­кой церкви Наталью Николаевну Пав­ленко, и за большую помощь уже в поездке Галину Геннадьевну Федоро­ву, а также всех родителей, которые были в поездке.

Владимир ФЕОКТИСТОВ

Всю публикацию можно посмотреть на официальном сайте газеты «Торжокская неделя» http://www.torzhokweek.ru/ar.htm — архив газеты № 13 за 2014 год.