Александр Свирский

Преподобный Александр Свирский

Александр Свирский

Александр Свирский

Александр Свирский родился 15 июня 1448 г. в приладожском селе Мандеры (Сермакса), на правом берегу реки Ояти, притока реки Свири, недалеко от Введено-Оятского монастыря.

День памяти совершается 17 апреля (30 апреля) и 30 августа (12 сентября).

Александр Свирский был сыном благочестивых родителей Стефана и Вассы, которые в конце своей жизни приняли монашеский постриг с именем Сергий и варвара.

Житие рассказывает, что святой был вымолен матерью после долгих лет бесплодия. При крещении был назван во имя пророка Амоса.

Когда отрок подрос его отдали учиться, но учился он «косно и не скоро», так устраивал Бог, чтобы  книжный разум был дан ему от Бога, а не от «человек».

Отрок долго молился о научении грамоте у икон Спасителя и Божьей Матери в Введенском храме Оятского монастыря.

Однажды в село, где жил Александр Свирский пришли монахи из Валаамского монастыря, после беседы с ними он принял решение уйти на Валаам. В 19 лет Амос тайно покинул дом где 7 лет жил  в качестве послушника,

В 26 лет как, как сообщает житие, он принял монашеский постриг с именем Александр в Валаамском монастыре. , подвизался на близлежащем пустынном острове Ладожского озера, получившем наименование Святой (на острове сохранилась пещера, в которой жил преподобный, и установленный им, как утверждает предание, крест).

После кончины родителей Александр Свирский вернулся в новгородские пределы и поселился в 35 верстах от Олонца недалеко от реки Свирь,  построив здесь келью.

Когда боярин Андрей Завалишин (см. Адриан  Ондрусовский во время охоты обнаружил келью подвижника, тот признался ему, что уже 7 лет не видел человеческого лица, пища его была «былие, иже от земля самовъзрасъшее, с перстию смесив, ядох, а иногда же чадо, неколико время доволно едину  персть ядох токмо». На вопрос боярина, как мог он это перенести, Александр Свирский ответил, что сначала он сильно страдал «сердечною болезнью» и «утробою», но потом посланный Богом муж исцелил его.

Понемногу  к Александру Свирскому стала собираться братия, в 1506г., а на некотором расстоянии он устроил «отходную пустынь» (см. Александров Свирский монастырь).

Подобно ветхозаветному праотцу Аврааму Александр Свирский сподобился явления Святой Троицы  в виде 3-х ангелов, что нашло широкое отражение в рукописной иконографии.

Александру Свирскому явилась Богоматерь, в честь которой он устроил храм в своей обители.

Новгородский свт. Серапион (Курцов) возвел Александра Свирского в сан игумена.

Житие сообщает, что  несмотря на игуменский сан, он отличался большим смирением, носил старые и рваные одежды, так что не знавшие святого в лицо не могли и подумать, что перед ним игумен.

За 7 лет до преставления Александра Свирского ученик и духовный сын Даниил впавший в тяжелую болезнь, видел во сне Александра Свирского с братией в раю. Александр Свирский повелел Даниилу подвизаться и спасаться  если он хочет быть с ним. После видения Даниил проснулся исцеленным, построил церковь в своем селении.

Перед смертью Александр Свирский избрал 4 преемников и просил св. Макария поставить одного из них игуменом и позаботиться о монастыре.

Погребен был Александр Свирский был в «отходной пустыни», близ церкви  Преображения Господня с правой стороны алтаря.

Один из первых учеников его- боярин Андрей Завалишин в иночестве (Адриан).

Почитание святого началось сразу после его преставления. Уже в 1545г.(об этом сообщает завершающая глава жития-« О списавшем житие святого») ученик, постижение и преемник святого по игуменству Иродион (Кочнев) написал житие Александра Свирского по благословению митрополита Московского Макария и архиепископа  Новгородского Феодосия.

17апреля 1641г. состоялось обретение мощей Александра Свирского.

В 1644г. царь Михаил Федорович для них пожертвовал серебряную раку.

Александр Свирский почитался как людьми простого звания, так и царственными особами. Дважды (в 1703 и 1721) Александро- Свирский монастырь посетил Петр 1.

Александр 1 побывал в нем в 1820г., Александр 2 –в 1858г.

В XIX в. А.Ф. Ковальским  был составлен акафист Александру Свирскому.С 1682г. Типикон предписывает отправлять А.С. общецерковную службу со славословием. Служба бденная (малая вечерняя, лития, 2 канона). В ней святой прославляется, как целитель «страстей неисцелимых», великий молитвенник, сподобившийся «видения светлости Святые Троицы. Известна также «Молитва по вся дни». Молитвы отличаются особым покаянным характером.

Иконография.

Одна из первых икон А.С.была написана к прославлению святого и находилась у его раки, что отмечено в житие в «Чуде исцеления детей Созомона и Ариста».

Наиболее ранняя из сохранившихся икон «Преподобный Александр Свирский с клеймами жития и чудес»1547-1554гг.

Иконография Александра Свирского .складывалась в соответствии  с уже существовавшей традицией изображения преподобных: средовек, в монашеской одежде, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, поясное и ростовое например., на иконах «Избранные святые: Николай Чудотворец, Никита Новгородский, Иоанн Новгородский, Александр Свирский

Существуют отдельные иконографические изводы, возникшие на основе жития святого «Явление Богоматери преподобному Александру».

Образ Александра Свирского встречается в ряду избранных святых (икона преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий Радонежский и Александр Свирский, с видомСоловецкого монастыря.

Явление Святой Троицы Александру Свирскому.

Преподобного Александра Свирского называют вторым русским Авраамом, как и ветхозаветный пророк, он удостоился видения Светоносной Троицы, указавшей место будущего монастыря.

Александр Свирский увидел на берегу Рощинского озера трех Мужей в белых одеждах, сияющих «невыразимым светом» Преподобный поклонился им до земли, они же взяли егоза руку, подняли и сказали: «Не бойся, мужу желаний, яко благоволи Дух Святый житии в тебе чистоты ради сердца твоего, и яко же глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь, и братию собереши, и обитель устроиши, яко благоволих тобою многие души спасти и в разум истины привести».

Услышав это, преподобный пал опять на землю и, обливаясь слезами, исповедал свое недостоинство.

Господь же опять воздвиг его, говоря: « Стани на ногу свою, возмогай и укрепися, и сотвори вся, еже повелел ти».

Святой спросил, в честь кого подобает воздвигнуть храм. Господь ответил: «Возлюбленные, яко видеши В Триех Лицахглаголюща с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. Аз же ти мир Мой подам ти».

После этого святой Александр увидел Господа, распростертыми крыльями как бы ногами движущего по земле, и ставшего невидимым.

По благословению Святой Троицы преподобный Александр Свирский строит Троицкий собор, а затем основывает и сам Свято-Троицкий монастырь.

Русь Святая должна стать большим храмом Божиим  и монастырем, хранительницей чистоты Православия, послушницей Святой Троицы.

Все, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие.

Ссылка: РГБ.Троиц. № 629, Православная энциклопедия под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   (Москва 2000) Т.1,стр.536-539. Преподобный  Александр Свирский чудотворец –Материал на сайте Троицкого Александра Свирского монастыря.